Коррекционно-развивающая среда в школе

 Для обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья созданы специальные условия, которые включают в себя: использование специальных  образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных пособий   и дидактического материала, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, оказывающих обучающимся необходимую техническую помощь; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно и затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Каждому обучающемуся ребенку в организации создается свой индивидуальный маршрут обучения и воспитания.

В основе деятельности организации лежит системно - деятельностный и дифференцированный подход, концептуально базирующийся на обеспечение соответствия учебной деятельности слабовидящих учащихся  их возрасту, особым образовательным потребностям.

Учебный план составлен в соответствии с региональным учебным планом для слабовидящих учащихся и слабовидящих учащихся, имеющих умственную отсталость. Учебный план соответствует содержанию общеобразовательной школы общего назначения и школ для умственно отсталых обучающихся.

Учебный план учреждения имеет два раздела.

Общеобразовательные предметы: весь набор предметов, как в массовой школе. 

Реализация специальных задач по коррекции и компенсации нарушенных функций слабовидящих детей в процессе обучения проводится в сочетании со специальными коррекционными занятиями.

И второй раздел учебного плана - коррекционные курсы. Их более десяти наименований: лечебная физкультура, ритмика, охрана зрения и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия, коррекция недостатков развития и общения, развитие мимики и пантомимики, социально-бытовая ориентировка, развитие осязания и мелкой моторики, пространственная ориентировка, общественно-полезный труд, групповые и индивидуальные занятия, основы профессионального мастерства.

Система коррекционной работы  вшколе-интернате для детей с нарушениями зрения, пронизывает всю систему учебно-воспитательного процесса, способствует повышению качества образовательного процесса.  Сочетание различных форм коррекционной работы по развитию зрительного восприятия, познавательной деятельности, формированию социально-бытовой компетенции, пространственных представлений даёт положительный эффект, благоприятно влияет на развитие личности учащихся и их социальной адаптации. 

Сочетание коррекционных  занятий с обучением создаёт оптимальные условия для всестороннего развития обучающихся со зрительным дефектом, обеспечивая при этом возможность эффективного усвоения программного материала.

Данные предметы вместе с общеобразовательными курсами обеспечивают:

- стимуляцию сенсорно – перцептивной деятельности (развитие всех форм восприятия)

- развитие моторики руки и способов обследования и изготовления реальных предметов, их изображения и моделей

- развитие социально-бытовых навыков

- развитие мимики и пантомимики  слабовидящих учащихся,

-активизацию социальных потребностей и развитие навыков самостоятельной работы,

- развитие познавательной активности и познавательных интересов,

- формирование эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности.

Кроме коррекционных курсов предусмотренных учебным планом в организации проводится логопедические и психологические занятия.

 А также работа по сохранению зрения отслеживается штатным врачом-офтальмологом. Ведет в системе свою работу и профилактику амблиопии и косоглазия (аппаратное лечение) под наблюдением и в соответствии с рекомендациями офтальмологом и ортоптисткой кабинет охраны зрения. 

В Учреждении создана хорошая материально - техническая база, позволяющая осуществлять учебно-воспитательную работу на высоком уровне:

Учебные кабинеты оснащены интерактивным оборудованием, компьютерным оборудованием, большими телевизорами с USBразъемами. Все кабинеты оснащены новой мебелью. Для кабинетов по всем предметам закуплены новые наглядные материалы.

В организации кроме проводной системы интернет на компьютерный класс, для удобства педагогов проведена система Wi-Fi .

          Постоянно обновляется  офтальмологическим оборудованием кабинет охраны зрения.

Закуплены спортивные тренажеры, спортивный инвентарь для спортивного зала, кабинетов лечебной физкультуры и ритмики.

Классные комнаты и библиотека систематически пополняется новым тифлооборудованием, электронными лупами, и другими увеличивающими устройствами.

Заменено оборудование столовой.

С целью коррекционно-реабилитационной  работы, оздоровительных услуг в состав комплекса Учреждения входят:

- кабинет врача-педиатра

- кабинет врача-офтальмолога

- процедурный кабинет

- изолятор

- кабинет аппаратного лечения

- кабинет массажа

- кабинет ЛФК

- кабинет логопеда

- кабинет психолога

- мини-стадион

- спортивный зал

- кабинет ритмики

- кабинеты коррекционных занятий

Обучающимся школы оказываются оздоровительные и реабилитационные мероприятия:

-  психологическая помощь

-  логопедическая помощь

-  социально-педагогическая поддержка

- проведение мероприятий по укреплению физического здоровья школьников

- неспецифическая профилактика гриппа, ОРВи

-  витаминотерапия

-  подбор очковой коррекции

-  плеопто-ортоптическое лечение

-  массаж

- медикаментозное лечение по назначению врачей узких специальностей

Организована лечебно-оздоровительная работа, включающая в себя регулярный медицинский контроль за состоянием здоровья учащихся,  вакцинопрофилактику, диспансеризацию, витаминотерапию, закаливание, массаж, офтальмологические процедуры. Ведется просветительская работа по обучению санитарно-гигиеническим правилам и нормам, привитие практических умений и навыков по сохранению и укреплению здоровья, обучение методам релаксации. Продумана внеклассная физкультурно-оздоровительная работа. Организована консультативно-коррекционная работа с детьми и родителями по различным направлениям, включающие медицинский блок, логопедическую, психологическую помощь, социально педагогическую и внеклассную работу. Ведется работа по адаптации и подготовке детей к школе. Школа-интернат успешно включена в макропространство. Социальная инфраструктура города используется как одна воспитательная площадка. Воспитанники школы являются участниками городских, областных и российских конкурсов, где становятся участниками и призерами.

Степень оснащенности школы-интерната новейшим оборудованием, в том числе и медицинским, наличие целеустремленного и творческого педагогического коллектива, позволяет наладить работу всех структурных подразделений и служб на высоком научном и методическом уровне для системной организации по внедрению здоровьесберегающих технологий не только в образовательную и воспитательную работу школы, но и в повседневную жизнь каждого  воспитанника.